28 марта – Всемирный день историка
(о войнах, путчах, переворотах) То, что я был их очень близким свидетелем и участником, позволило мне понять, что единственная история, которую имеет смысл изучать и знать это только история наук. А все эти движения толп, эти массовые бессмысленные забои друг друга, все эти совокупления, короны, груды ржавого железа, доспехов, касок, звёзд, свастик, орлов и прочее-прочее – ну их можно и нужно иногда знать, но только в контексте того насколько они влияли на историю наук.
А. Невзоров. Фильм «Александр Невзоров. "600 секунд" и вся жизнь», 03.08.2013.
Вы должны понять, что все эти мысли о том, что с помощью истории вы можете кого-то воспитать, ребятки, да у вас три тысячи лет эти хомы уничтожают друг друга, и будут этим продолжать заниматься! <…>
А если я вам задам какой-нибудь разумный вопрос об истории науки, о тех людях, которым вы, действительно, обязаны и тем, что сегодня сидите в студии «Эха Москвы», и тем, что существует радиосвязь, тем, что вокруг вас электрические лампочки и во дворе век, который может предложить уникальную по своим возможностям медицину, вот их вы не знаете. А какие-нибудь солдафоны, которые наградили и нарубили кучу голов, вам известны и память о них сохранять надо. Да зачем?
А. Невзоров. «Персонально Ваш», 30.11.2016.
Что такое «правда»? Это то, что можно проверить экспериментально. Это абсолютная точность постоянной Больцмана или нисходящей цепочки распада урана.
А история не наука, а клюква. В ней всё очень условно. Правда вообще не проходит по её ведомству. Мемуары и документы – для вычисления подлинной картины, увы, не пригодны. Они сами нуждаются в проверках.
Чем их можно проверить?
Только другими свидетельствами, которые тоже, в свою очередь, потребуют ревизии. Возникает дурная бесконечность проверятельства. Причём каждая проверка привносит не ясность, а новую погрешность. В результате от реального объекта остаётся туманный контур, который можно раскрашивать, как заблагорассудится. Чем, собственно, и занимаются историки.
А. Невзоров. Из статьи «Развесистая Зоя», 09.01.2017.
Надо раз и навсегда запомнить, что история не наука, в ней враньём является практически всё, и этим надо пользоваться. Ни в одном вопросе историческом нет ясности. На любое свидетельство есть контрсвидетельство, на любой документ есть контрдокумент, на любую летопись есть контрлетопись.
А. Невзоров. «Невзоровские среды», 18.10.2017.
Историки замечательные ребята, но они не понимают одного, что никто не даёт им права делать глобальных, обобщающих выводов <…>
Должны быть люди, которые, несомненно, собирают и коллекционируют, и классифицируют какие-то исторические реалии в том или ином виде, хотя мы, в общем, уже привыкли к тому, что всё, что связано с историей, это ссылки одних фантазёров на других. <…>
Важно понять логику многих вещей, но тратить время на изучение истории я бы не рекомендовал всё равно. Она нужна идеологам как сырьё для идеологии, либо публицистам, для того, чтобы украшать историческими байками свои статьи, рассказы, либо с помощью каких-то уже превращённых почти в метафору реминисценций иллюстрировать опять-таки какие-то свои мысли.
Творческий вечер А. Невзорова в ДК «Ленсовета», 23.12.2015.
Хотя любой историк намекает, что на него произошло снисхождение «огненного языка», даровавшего ему «посвященность» в тайны прошлого, но, по сути, он точно так же «сидит на стуле», как швейцар, клерк или посетитель кинотеатра.
А. Невзоров. Из статьи «Девушка с восстановленной честью» в журнале «Сноб», 20.04.2015.
Известная фраза «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» является лишь фигурой речи и не содержит вообще никакого смысла. <…>
Есть ли лекарство, позволяющее утолить эту «национальную боль», которая может быть и весьма острой? Разумеется, есть. Если сегодняшние успехи стаи весьма скромны, то в ход идет так называемая «история». Рисуя величавые картины давнего и недавнего, она, вопреки любой очевидности, помогает особи вновь ощутить себя частью сильного и агрессивного сообщества, испытывающего лишь временные трудности. В этом и заключена волшебная сила и притягательность истории, а также ее основная функция.
А. Невзоров. Из статьи «Дурочка Клио, или Почему историю не следует изучать в школах», 16.03.2015.
Что такое даже вот эти все рассказы о гибели Римской империи? Это некие такие вот контурные, слабенькие рисуночки и каждый может взять карандаши и раскрасить их так, как ему удобно или угодно. И что создаётся, в общем, за счёт того, что существует т.н. история, т.е. набор баек непроверяемых. Создаётся жёсткая иллюзия знаний.
А. Невзоров. Диалог о гибели цивилизаций. «Открытая библиотека», 02.09.2015.
К сожалению, вся культура homo основана на том, что кто-то кого-то заломал в драке. Мы видим это от самого начала: от шумеро-вавилон до Гомера, до всей этой культурной бесконечной штамповки воинских подвигов как основы цивилизации. Они лгут, это не есть основа цивилизации потому, что цивилизация создаётся в лабораториях, и история создаётся в лабораториях, а не на полях сражений. Но им удалось подменить эту простую и понятную истину своими возвышенными бреднями, и в этом смысле, по крайней мере, они были бы оправданы в своих же собственных глазах и с позиции того бреда в режиме и в мареве которого они живут. Но даже этого оправдания у них нет, они опять рассказывают, и опять будут возвеличивать пустую и бессмысленную трату человеческих жизней.
А. Невзоров. «Паноптикум», 22.11.2018.
Вообще, эта культивация убийц, бандитов как фигур истории – это обычное дело. Практически все значимые исторические фигуры, в той или иной степени, Оленька, не вздрагивайте, сделаны из чистых уголовников по сегодняшним меркам. <…> Вообще, надо понимать, что эти люди всегда будут обречены на восторженное почитание, потому что та публика, которая даже соседу в почтовый ящик не всегда ухитряется написать, она, конечно, млеет от этих фигур и от их способности легко лить кровь. И вот создаются всякие Невские, Че Гевары, Наполеоны и прочие.
А. Невзоров. «Невзоровские среды», 05.09.2018.
Большинство событий истории вообще не требовали этих всех многочисленных долгих и сложных усилий эволюции просто потому, что воткнуть себе в головные уборы перья, нашить пуговицы побольше и учинить какой-нибудь Аркольский мост или Ватерлоо, на самом деле, для этого не надо было эволюционировать. Это было абсолютно по силам и дебилам из палеозоя. Т.е. мы видим, что это постоянное углубление и пинцетирование всех этих процессов, оно бесплодно, и что ничего нового мы не узнаем о человеке. Мы всё равно не наберёмся какого-то опыта, который застрахует нас от очередного Освенцима, от очередного Донбасса.
А. Невзоров. «Паноптикум», 24.01.2019.
Я считаю, что пора прекратить эти ритуалы воспоминаний. Вот было да прошло. Сколько можно всё это мусолить? Вообще, от так называемой исторической памяти лучше было бы избавляться, а не культивировать её. У меня вопрос к тебе, Оля, как к нежной, очаровательной женщине. Как ты считаешь, было ли бы сегодняшнее общество здоровее, добрее, проще в своих эмоциях, реакциях и оценках, если бы не постоянное истеричное выяснение, кто кого убивал в 17-ом? Кто кого жарил и мучил в 37-ом? Кто, как, кого сжигал, топил и вырезал языки во время раскола? Ведь эта вся чушь искусственным образом возгоняется! Все эти дурные воспоминания о событиях, которые не имеют ни малейшего отношения к сегодняшнему дню, только озверяют этих россиян! Вот из тьмы веков идёт этот гипноз ненависти, страха, злобы, сведения бессмысленных, никому не нужных счётов!
А. Невзоров. «Невзоровские среды», 04.10.2017.
Вы знаете, я полагаю, что вся информация о войне 812-го года должна помещаться примерно в 30-40 строчках. Больше про неё знать ничего не надо. Какая разница сколько там у кого было в задницу воткнуто перьев, какого размера были пуговицы и сколько оторвало рук какой-нибудь батарее! Да и хрен с ней! Это никакой роли не играет, не имеет никакого значения для сегодняшней жизни и вполне можно это, грубо говоря, и не знать. А всё, что надо знать, должно помещаться в 30 строчек. Всё, что превышает этот размер, это уже избыточно.
«Невзоров live #1», 04.03.2018.
А. Невзоров. Я хочу вспомнить, что в эти дни прошли скорбные и, я бы сказал, примечательные юбилейчики, в частности, был юбилейчик октября 93-го года. Меня, честно говоря, конечно, эти события уже не волнуют, не трогают, я их не воспринимаю как часть себя. Они для меня теперь не более чем препарат, который я изучаю. И мне, конечно, дьявольски повезло, потому что это живая картина того, как происходит искажение так называемой истории. Потому что я, в отличие от очень многих людей, благодарен обстоятельствам, которые были, я видел всё, и видел всё от первой до последней минуты.
В. Дымарский. А где вы были, кстати?
А. Невзоров. Я был всюду. Я был, как Вы помните, и арестован тоже…
О. Журавлёва. И оружие куда-то везли.
А. Невзоров. И оружие куда-то вёз. И рижский ОМОН на подмогу Белому дому вёл, и в Белом доме и так далее. У меня была возможность изучать это на всех уровнях от кабинетов Руцкого и Хасбулатова до баррикад и баркашовцев. И я сейчас очень легко могу отметить и определить те степени искажений той действительности, той реальности, которая произошла. Я вот наблюдаю за этой картиной изменений и на данный момент могу сказать, что не осталось практически ни одной в этой картине родной, подлинной детальки. Они все уже заменились на что-то, изготовленное СМИ, на что-то изготовленное страстями, на разные виды красивой и некрасивой лжи. Вот это время, страсти, медийная среда, они произвели практически полную замену всех фактов, факторщиков…
В. Дымарский. А замена произведена обеими сторонами?
А. Невзоров. Да, конечно! То есть мы имеем сейчас только всё более и более мутнеющие контуры тех событий действительных. И с учётом того, что это произошло, в общем, не так давно, и прошло не так много времени, я наблюдаю за тем, как эта агрессивная медийная среда работает с любым историческим событием, работает с полотном, не оставляя от него ничего абсолютно родного. Я скажу, что это действительно головокружительное зрелище! Мы прекрасно понимаем, что это сейчас всё перерождается в миф. А говорить о том, что какие-то более отдалённые события сохраняют хотя бы что-то, хотя бы какую-то подлинность и фактологию, вообще невозможно, поэтому я очень ценю события 93-го года. <…>
«Невзоровские среды», 10.10.2018.
Ведь каким был Собчак? А какое это сегодня имеет значение? Он уже давно пластилин, из которого можно вылепить любой миф.
А. Невзоров. «Невзоровские среды», 16.05.2018.
Как я уже неоднократно замечал и говорил, что бы ни происходило в т.н. истории, какие бы новые факты не открывались, какие новые факты не опровергали бы друг друга или не рушили бы основы или фундаменты – ничего в реальности сегодняшней вообще не меняется. И нет никакой разницы, какой на самом деле была история потому, что история существует только в одном виде – она существует в виде зафиксированного результата в настоящем. И вот именно этот результат и имеет смысл рассматривать. «Невзоров live #1», 04.03.2018.
Есть в истории какие-то вещи, за которые мы можем быть спокойны, что они дошли до нас в относительной целостности и что, скорее всего, так оно и было. Но это касается способов заготовки дров, ткачества, истории предметов, истории ремёсел, это касается каких-то практик, где не концентрировались какие-то интересы. <…>
Всем по барабану, грубо говоря, как девки в русских деревнях спасались от нежелательной беременности, поэтому там мы можем получить достоверные сведения, как это происходило. <...>
На самом деле, единственное более-менее правдивое, что есть в истории, это чистая этнография, т.е. то, что никого не волнует.
А. Невзоров. Из интервью «История – не наука» журналу «На Невском», 30.09.2018.
О. Журавлева. Александр Глебович, Вы вот ругаете историю, а всё время к ней обращаетесь, и всяко её вращаете и рассматриваете. Всё-таки, у Вас какое-то сложное к ней отношение...
А. Невзоров. Меня к этому, увы, обязывает моя профессия – знать некоторые вещи, потому, что коль скоро мы с вами находимся в некой медийной реальности, порой там приходится применять те знания, которые мне самому отвратительны и которые мне кажутся существенным лишним грузом во мне (от которого я бы хотел избавиться, если была такая возможность). Но я по глупости своей, обладая роскошной памятью, по молодости всего этого нахватался, и это всё, увы, к сожалению, во мне сидит.
«Невзоровские среды», 28.02.2018.